App Store Google Play

Фестиваль "Конструкція": розгойдати Дніпро

03.07.2018 14:00
Фестиваль "Конструкція": розгойдати Дніпро

За пять лет существования мультидисциплинарный фестиваль «Конструкция» закрепил за собой образ экспериментальной культурной площадки в Днепре. Команда проекта экспериментирует как с локациями (проводя события как в музеях, так и в промзоне или научной библиотеке), так и с форматами (привозя в Днепр художников и музыкантов из разных стран и контекстов).

Несмотря на то, что Днепр – один из самых больших украинских городов с развитой инфраструктурой, его повседневная жизнь отнюдь не изобилует культурными активностями. Современную культурную сцену в Днепре представляют буквально пара галерей, один арт-центр, один андеграундный клуб, и один фестиваль – «Конструкция».

Программа «Конструкции» объединяет в себе визуальное искусство, музыку, перформативные практики и урбанистику. Именно урбанистика и работа с городской средой – важная особенность проекта, поскольку большая часть местной творческой молодежи учится в архитектурной академии (других культурных вузов в городе нет).

Своей локации у «Конструкции» нет, фестиваль каждый год работает с разными площадками: среди них – как музеи и галереи, так и локации с интересной архитектурой и историей вроде городского аквариума или научной библиотеки. По словам организаторов, такой подход помогает им вовлекать новую аудиторию. «Локации, которые мы выбираем – одновременно и элемент нашего общения со зрителем, – говорит соосновательница фестиваля «Конструкция», культурный менеджер Катерина Русецкая. – Мы стараемся, чтобы люди, приходя на наши события, открывали для себя новые места и форматы. Работа с местным контекстом и людьми кажется мне одной из главных задач любого культурного фестиваля, расположенного не в столице».

Открытие пространства "Сцена", выступление группы Зелені сестри

Фото: Facebook / Construction Festival

Открытие пространства "Сцена", выступление группы Зелені сестри

В этом году среди локаций проекта были галерея «Артсвит», местный художественный музей, арт-центр «Квартира», андеграунд-клуб «Модуль», пространство «Сцена» в парке им. Шевченко и т.д. Но пожалуй, главная удача фестиваля в этом смысле – работа с ДК им. Ильича, уникальным монументальным конструктивистским зданием в промзоне Днепра, где в рамках «Конструкции» состоялась масштабная рейв-вечеринка и дискуссия «Ревитализация публичных пространств» от киевской культурной инициативы «Де Не Де».

У ДК им. Ильича богатая история: в советское время это было знаковое для города место с самой большой сценой в Днепре, где проводили многочисленные концерты и партийные съезды. После распада СССР дворец культуры начал приходить в упадок, денег на его реставрацию не было. Более 10 лет здание простояло фактически заброшенным. В прошлом году его продали в частные руки. Пока ДК им. Ильича остается закрытым для публики – часть его огромного помещения открыли всего на два дня, специально для событий «Конструкции».

Реальность vs. Иллюзия

Тема фестиваля в этом году – «Реальность». По словам организаторов, изначально планировали поработать с темой «Иллюзия» (настолько иллюзорной иногда кажется и культурная жизнь Днепра, и вклад в нее культурных фестивалей). Но в итоге остановились на теме реальности. «Мы периодически спрашиваем себя, насколько вообще реально все, что мы делаем, меняет ли это что-то в культурной среде Днепра, – говорит Катерина Русецкая. – Эти рефлексии, конечно, отражаются и на программе фестиваля».

Выставка Даниила Галкина

Фото: Facebook / Construction Festival

Выставка Даниила Галкина

Ключевыми событиями визуальной программы «Конструкции» стала групповая выставка «Реальность», часть которой прошла в галерее «Артсвит», а другая – в местном художественном музее, а также персональная выставка одного из самых известных молодых художников из Днепра Даниила Галкина «Аудитория самообразования». «Реальность» стала результатом короткой 10-дневной резиденции в рамках фестиваля. Согласно замыслу кураторки Катерины Русецкой, художники (Алина Якубенко, Даниил Галкин, Добрыня Иванов, Митя Чуриков, Катерина Берлова и Олеся Оникиенко, Korinsky и группа Fantastic Little Splash) исследуют границы реальности в мире «альтернативной правды» и fake news. «Это наш третий опыт арт-резиденции, – говорит Русецкая. – Формат работы, когда художники приезжают и работают с локальны контекстом, показал себя очень продуктивным».

Дополнял выставку «Реальность» в музее небольшой персональный проект Даниила Галкина. Художник построил «Аудиторию самообразования», напоминающую классную комнату, где разместил ряд предметов, отсылающих зрителя к сводам правил и норм. Среди них – школьные парты, доска, и ряд различных измерительных приборов. «Каждый, кто хоть раз сталкивался с госучреждениями, понимает ее бюрократическую логику, – говорит Галкин. – Она позволяет принимать решения, но лишь до тех пор, пока они кем-то оттуда утверждаются. Эта фиктивная демократия в любой момент может быть отменена по указке сверху».

Выставка Даниила Галкина

Фото: Facebook / Construction Festival

Выставка Даниила Галкина

Музыкальная программа «Конструкции», помимо рейва в ДК им. Ильича, отметилась очень смелым для Днепра концертом фрик-персонажа, андеграундного исполнителя в стиле «гей-шансон» Александра Залупина в клубе «Модуль», а также несколькими концертами экспериментальной музыки.

Кино в программе «Конструкции» в этом году почти не представлено, разве что на территории открытого пространства «Сцена» в местном парке Шевченко прошел кинопоказ фильмов от фестиваля «86». Судя по количеству пришедших на него, определенный голод по хорошему кино в Днепре тоже есть.

Кстати, пространство «Сцена» Kultura Medialna (организатор «Конструкции») построила прошлым летом, запустив ради этого краудфандинг. А в этом году локация попала в шорт-лист премии European Prize for Urban Public Scene, которую присуждают за лучший в Европе проект публичного пространства. 20 июня в Барселоне команда Kultura Medialna получила специальный приз за проект «Сцены».

В целом программа «Конструкции»-2018 меньше, чем в предыдущие годы. Но наличие в ней разных по формату и направленности событий, при этом связанных заглавной темой, подтверждает роль фестиваля как площадки для эксперимента.

Маленький фестиваль в большом городе

Несмотря на свое место на культурной карте Днепра, фестиваль продолжает оставаться достаточно камерным. У него есть своя лояльная аудитория, состоящая в основном из сообщества художников, архитекторов, урбанистов и т.д. Но большую часть более широкой аудитории фестиваль по-прежнему как бы обходит стороной.

Рейв во время фестиваля "Конструкция"

Фото: Facebook / Construction Festival

Рейв во время фестиваля "Конструкция"

По словам Катерины Русецкой, команда проекта все же старается привлекать нового зрителя, вводя в программу события разных форматов. «Мы пытаемся взаимодействовать с публичной средой, иногда вплоть до того, что физически «сталкиваем» аудиторию с искусством, – говорит сооснователь «Конструкции Андрей Палаш. – Однажды мы сделали выставку на Южном вокзале, и люди сталкивались с медиаартом, как только выходили из электрички».

Вместе с тем Палаш и Русецкая говорят, что никогда не ставили перед собой цели стать громким масштабным фестивалем. «Мы часто шутим, что «Конструкция» так органично вписана в городской контекст Днепра, что город почти не ощущает, когда проходит фестиваль», – смеется Палаш.

Современная культурная сцена Днепра – небольшая и очень герметичная. Лишь в последние годы начали появляться новые культурные инициативы (среди них и Kultura Medialna, и галерея «Артсвит», и клуб «Модуль», и независимые кураторы, например, Екатерина Семенюк, ранее работавшая в днепровской «Я галерее»).

Андрей Палаш

Фото: misto.news

Андрей Палаш

Одним из главных процессов последних лет в культурной среде Днепра Катерина Русецкая называет переосмысление отношений между культурными операторами. «Долгое время мы все не могли понять, друзья мы или конкуренты, – вспоминает Русецкая. – Сейчас же все становятся открытее, мы дружны и помогаем друг другу. Нас так мало, что ни о какой конкуренции речи быть не может».

Катерина Русецкая

Фото: misto.news

Катерина Русецкая

Пока о культурном ренессансе Днепра говорить рано, но местные арт-институции учатся действовать сообща: например, галереи и музеи становятся принимающими локациями в рамках «Конструкции». На фестивале также дебютируют молодые коллективы из Днепра, например, Fantastic Little Splash или арт-группа 012345678910.

Краеугольный камень для независимых культурных инициатив – бюджет. Учитывая, что большинство мероприятий в рамках «Конструкции» бесплатные, этот вопрос для фестиваля актуален вдвойне. «Основную часть бюджета составляют гранты, - говорит Андрей Палаш. – Из-за этого иногда приходится менять или урезать программу». Так, за 5 лет работы команде Kultura Medialna приходилось делать фестиваль и на 200 тыс. грн, и на 1 млн грн. Бюджет фестиваля в 2018 году – до 500 тыс. грн (частично фестиваль профинансировала горадминистрация Днепра, остальное – грантовые деньги).

Невзирая на финансовые сложности, менеджеры организаторы говорят о планах по развитию фестиваля. «Сейчас появляются новые возможности для культурных операторов, мы надеемся, что их станет больше, тогда и мы сможем сделать больше», – резюмирует Андрей Палаш. Kultura Medialna также планирует развивать пространство «Сцена», готовит там отдельную программу событий на лето. А также думает над идеей создания современного культурного центра в Днепре.

«Конструкция» - однозначно интересное явление на украинской культурной карте. Как с точки зрения того, что и в герметичной среде (в подчас и благодаря ей) иногда появляются новые имена и явления, так и в контексте формата «маленького фестиваля в большом городе». Камерность и гибкость позволяет фестивалю, не теряя своей лояльной аудитории, одновременно захватывать и новую, постепенно меняя таким образом культурную сцену Днепра from the bottom up. Появление в последние годы в Украине все новых и новых локальных культурных фестивалей говорит о том, что такая стратегия развития местной культурной сцены дает свои результаты. Во всяком случае, многолетняя риторика о «культурном вакууме в регионах», наконец, перестает быть актуальной.

LB,UA

НОВИНИ ПАРТНЕРІВ

Загрузка...


Hoвини ПАРТНЕРІВ

Припустимо, що 23 лютого 1918 року дійсно була створена Червона Армія, яка вдало громила німців та героїчно зупинила наступ на Петроград. Окей.Тоді, відштовхуючись від позиції радянського міфу, всім н...
1. Ініціатива із певним лобістським ресурсом, не широкою, але чітко вибудуваною промо-кампанією, без адміністративного ресурсу може отримати результат на найвищому рівні.2. Прихильників Січеславської...
Якщо Україна усьому світу щодня доводить про те, що росія агресор, росія окупувала Крим, а на Сході України війна з росією! То як можна відправити на Євробачння тих, хто їздить на гастролі розважати р...
Сьогодні в усьому світі відзначають День рідної мови. В Україні це питання є особливо актуальним, адже сотні років на наших землях викорінювали все українське.Кажуть, що до початку «братніх&raqu...