App Store Google Play

Закон для вечности

01.09.2008 20:12

Когда мудрая рука высекла первые законы в камне, эти скрижали оставались незыблемыми в течение веков. И вдруг на смену монолиту пришел хрупкий и недолговечный папирус. От этой новации могли пошатнуться устои права. Как можно было доверить твердую букву Закона нежному стеблю растения, что дрожит от малейшего дуновения ветра? Столь же ненадежным выглядел и новый письменный инструмент египтян, представлявший собой заостренную камышовую палочку. Ничего себе прогресс. Впрочем, его впустили в своей дом, как оказалось, не все. Отцы древнего права, фараоны, забарикадировались в пирамидах - этом образце недвижимости всех времен. Стены монументальных сооружений были испещрены посланиями египетских законодателей в будущее. Туда же готовились  отправиться и они сами, разумеется, предварительно забальзамировавшись. Увы, если бы древние владыки попали в нашу эпоху, то она бы, вероятно, их разочаровала, ведь фундаментальное и незыблемое ранее право здесь стало  бумажным... 

 

Шутки шутками, а камень был и остается для человечества самым надежным материалом, когда необходимо увековечить историю. Оттого, видно, и удостоился высочайшего из комплиментов - «одежда вечности». Как раз учитывая столь высокий рейтинг, камень был выбран в качестве материала участниками масштабного творческого проекта, который стартовал недавно в Днепропетровске. Уже во второй раз здесь проводится Международный пленэр скульпторов, который призван вписать новые страницы в каменную летопись города.  Французский термин «пленэр» происходит от «en plein air» - «живописная работа на открытом воздухе». Что ж, звучит не только привлекательно, а и обоснованно. Зачем прятаться зодчим за бронированной дверью своих мастерских, когда идет речь о создании общественно значимых проектов.

                                               

Первая «en plein air» помогла украсить Днепропетровск почти двумя десятками скульптур, которые положили начало созданию городского музея под открытым небом. Белоснежные фигуры  из инкерманского известняка, вытесанные мастерами из Украины и России, стали элементами масштабной историко-мифологической галлереи. Примечательно, что украинские зодчие начали на пленере с того, что ушли от идеологической формулы искусства и перешли к мифологической. А это же сразу же дало волшебный эффект: скульптурные произведения ожили - у них появилась душа.

 

Вряд ли можно загнать украинцев опять в те застойные времена, когда идеологи санкционировали лишь один жанр искусства: клонирование миллионными тиражами постных ликов партийных вождей. Все, что не укладывалось в данную идеологему,  отсекалось серпом... В советских музеях нельзя было ступить и шагу, чтобы не наткнуться на табличку «Руками не трогать!». На днепропетровском пленэре у зодчих появилась реальная возможность - ни много, ни мало - вдохнуть в исковерканное иделогией творчество жизнь.

 

Основные темы  мастера черпали из мифологии Приднепровья, что уходит в глубь веков. Еще до нашей эры древними скульпторами здесь высекались из камня образы своих избранниц - степных мадонн. Эти уникальные изваяния были названы затем почему-то совершенно непоэтично «каменными бабами». Однако сегодня возник благоприятный повод для их переименования. Дело в том, что украинские зодчие снова обратились к мифологическому образу и одели степных мадонн в праздничный материал - белоснежный известняк. Это выглядело так ярко и эффектно, что показалось, будто на «каменных баб» накинули свадебную фату. И теперь на улице Набережной, где установили чудесные извания, часто тормозят свадебные кортежи, откуда выходят молодожены, чтобы  сфотографироваться «в обнимку с вечностью».

 

В этом суть истинного творчества, оно помогает соединить прошлое и современность, чтобы перебросить затем мостик к вечности. В музеях нашей страны можно увидеть немало экспонатов, которые испещрены различными знаками и символами -  таинственными почерком давних эпох. На весь мир стали известны древние артефакты, которые были обнаружены в пещерах городища «Каменная Могила», под Мелитополем. Когда известный ученый В. Кифишин расшифровал найденные археологами надписи, то был поражен: они оказались старше шумерских, что считались первыми образцами письменности на планете! Магнетизм данной ситуации и ее неисчерпаемые творческие возможности не могли, разумеется, не притянуть к себе талантливых зодчих.

Целых двадцать тысячелетий отразил в своей скульптурной композиции Виктор Прус, уроженец Никополя, а ныне житель Москвы, академик трех творческих союзов и руководитель движения «Храм мира». Именитый скульптор из Киева, Юлий Синькевич сделал Днепропетровску не менее щедрый подарок - монумент «Соборность»,  который он называет национальным оберегом. Аналогичный скульптурный комплекс, но в большем масштабе, должен был, как планировалось, украсить украинскую столицу в качестве масштабной летописи государственности.

Мы уже избавляется, слава Богу, от исторической серости в градостроительной политике, в частности, от безликих «хрущевок», которые сходили с конвейера, словно трактора. Это был недуг  многих городов, что смахивали друг на друга, как близнецы из-за казенного подхода властей к творчеству. Участник днепропетровского пленера, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Арта», Петр Куценко - один из тех, кто сегодня лечит в своем родном городе старинные здания и возвращает им, как доктор Айболит, здоровье. Не так давно городскую набережную украсила скульптурная композиция талантливого мастера «Юность Днепра. Три грации», которая стала главным скульптурным символом Днепропетровска.

 

В орбиту нынешнего скульптурного пленэра вовлечено 12 украинских зодчих, которые продолжают эстафету преображения славного города. У днепропетровцев, которые принимают у себя талантивых мастеров, есть счастливая возможность наблюдать за их работой и видеть, как прямо на их глазах проявляются из бесформенной глыбы все новые произведения для скульптурного музея под открытым небом. Известно, что техника пленэра родилась в Европе, где пользовалась очень большой популярностью у таких великих французских художников-импрессионистов, как Жан-Батист Камиль Кора, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и Клод Моне. Величие этих имен  безусловно, вдохновляет и современных украинских мастеров.

 

А еще их согревает тот факт, что они могут реально помочь г. Днепропетровску сделать шаг навстречу Европе. Дело в том, что нынешний пленэр является конкретным шагом, который может приблизить город к проведению чемпионата ЕВРО -2012. Уже осталось менее, чем полумесяц, до торжественного события - открытия в Днепропетровске первого в Украине стадиона  европейского класса. Новые произведения зодчих будут установлены сразу же по окончанию скульптурного пленэра на аллеях центрального городского сквера, около грандизного стадиона.

 

А это, если говорить образно, - совсем  рядом с Европой.

 

Юстус



Hoвини Join

Погода, Новости, загрузка...
Дар'я Твердохліб

Як позбутися паразитів?

Кривий Ріг – місто  довжиною в життя, що розплелось на сто кілометрів, тягнучись за жилою в землі, за рудою, що ховалася під травою й камінням.Цей, нібито квітучий, пишний та потенційно гро...
Максим Мірошниченко

Переоценить Майдан

Очень многие наши "верхи", отвечая на вопрос "Считаете ли вы Кастро диктатором?", произносят твёрдое и осуждающее "да". Что интересно, так часто отвечают и те люди, которые в неофициальной обстановке...
Знайомство на фронті в півроку дає статус старих знайомих. Сільською вулицею назустріч мені котив веломашину літній чоловік. Медична сумка, картузик на вісім клинців і, як мінімум, крім кілометрів ще...
Кратко о сегодняшнем “слушании” гуманитарного блока бюджета:“В гуманитарной отрасли полная Ж. Но по утверждению чиновников, если полную Ж умножить на коэффициент инфляции и все схемы...
9 причин, по которым бюджет-2017 - это продолжение традиций воровства и проедания: НЕТ ОТЧЕТА ЗА 2016 ГОД! Даже опубликованный проект решения с отчетом за 9 месяцев года на сайте горсовета висит ПУСТО...
Васіліса ТРОФИМОВИЧ

Рапорт на звільнення

Дуже хочеться сказати. Але так багато сенсу і так мало слів. Сльози вже виплакані, а слова ще не сказані. Мабуть час. Розконсервувати хранилище. Душі. Рапорт на звільнення. А потім -місяці персонально...